
«Примирить красных и белых
Николай Викторович, почему очередная встреча „изборцев“ проходила именно на Урале?
Николай Стариков: Нынешнее заседание Изборского клуба посвящено, на мой взгляд, важнейшей проблеме — примирению красных и белых. В широком смысле слова: советского и имперского начал в нашей истории и культуре. Надо прекратить гражданскую войну, которая много лет назад закончилась в горячей фазе, но все еще продолжается на страницах книг, газет, в пространстве Интернета, а самое главное — в головах. И в этом смысле Екатеринбург — та знаковая точка, в которой состоялась трагедия расстрела царской семьи, поэтому именно он был выбран для проведения этого заседания.
В чем суть трагедии русской истории, которая повторилась дважды за один век — в 1917-м и в 1991 годах? В том, что Россий стало много. Какая альтернатива могла быть у русского человека в 1812 году? Вот Россия, и вот враг. А в 1917-м он мог быть за Россию „красную“ в варианте большевиков или „розовую“ в варианте левых эсеров, за „зеленую“ Россию батьки Махно, за Россию „белую“. И патриоты начали воевать друг с другом. То же самое произошло в 1991 году. Под лозунгом национальной независимости единый народ поделили на несколько частей. И сейчас самое важное — сделать так, чтобы Россия вновь стала одна.
Участники клуба еще лет 15 назад были для власти персонами нон грата, пресса именовала вас „красно-коричневыми“. Сегодня вас принимают в Доме Севастьянова — резиденции российского президента в Екатеринбурге. О чем это говорит? О том, что власть в России и регионах начала прислушиваться к мнению патриотов?
Николай Стариков: Во-первых, изменился мир. Если бы 15 лет назад мы с вами всерьез обсуждали распад еврозоны, крушение доллара и очередные глобальные военные конфликты, наверное, нас забрали бы в сумасшедший дом. Сегодня это реальность, и она подталкивает власть в сторону государственно мыслящей патриотической оппозиции. С другой стороны, надо отдать должное тем людям, которые даже в моменты всеобщего помешательства продолжали говорить, что белое — это белое, а черное — это черное. Я имею в виду в первую очередь Александра Проханова. Совокупность таких людей во многом и помогла переломить ситуацию: происходит просветление в умах остальных, падают шоры с глаз. Ну и самое главное — все-таки 15 лет назад в России был другой президент. Поэтому фактор изменения российской элиты тоже сыграл большую роль.
Как вы относитесь к инициативе президента о создании единого учебника истории?
Николай Стариков: Это важнейшая инициатива, но возникает вопрос: кто будет писать этот учебник? Если его напишут Млечин и Сванидзе, то такой учебник точно не нужен. Потому что клеветы и лжи хватит и без него. Если учебник выйдет под редакцией „Эха Москвы“, я думаю, он тоже не нужен. Очень важно сформировать группу экспертов, стоящих на патриотических позициях, которая сможет непредвзято и правдиво рассказать школьникам историю нашей страны. При этом как раз очень важно добиться примирения красных и белых. Потому что в едином учебнике должна быть дана правдивая оценка Октябрьской революции. Нужно рассказать о том, что внешние силы приложили максимум усилий к тому, чтобы она состоялась. И что революционеры выступали как деструктивная сила, уничтожившая нашу государственность. Но потом эти же революционеры волею судеб стали государственниками. И нужно выбрать и из красных, и из белых достойных называться героями: пусть по разные стороны баррикад, но они честно сражались за такую Россию, какой они хотели ее видеть.
Ваши книги активно читает старшее поколение, для которых личность Сталина в большей степени связана с позитивом, с великими достижениями советского народа. Но уже несколько поколений россиян воспитано на обличениях советского режима. Готовы ли они, на ваш взгляд, пересмотреть свое отношение к истории страны?
Николай Стариков: На самом деле только одна из 11 моих книг посвящена Сталину. Я не пишу только об одной личности, а стараюсь дать читателю представление об экономических и политических процессах. Просто на определенном этапе возникло желание, да и читатели просили рассказать о фигуре Сталина как о некой точке, в которой преломились история, политика, геополитика. Что касается молодых читателей, они более активно стремятся узнать что-то. И надо сказать за это спасибо десталинизаторам: они столько вылили всевозможного негатива, что у людей неизбежно возникает желание узнать правду — ну не может быть такого, ведь только младенцев не ел, все остальное делал! Отрицательное отношение к Сталину часто проистекает от незнания — и тогда оно меняется при погружении в материал. Либо есть сознательное нежелание менять свое восприятие этого периода истории. То есть Сталин — это лакмусовая бумажка: скажи мне, как ты относишься к Сталину, и я скажу, кто ты по политическим взглядам.
Кстати, возраст моих читателей самый разный: как-то на встрече я общался с мальчиком 12 лет, а 89-летняя женщина передавала мне через своего сына благодарность за книгу. Между прочим, Екатеринбург занимает четвертое место по статистике посещений моего сайта — после Москвы, Санкт-Петербурга и Киева.
Без цели нет движения
Многие мыслящие, образованные молодые люди сегодня испытывают разочарование: они не могут найти себя в реальности.
Николай Стариков: Разочарование в жизни — достаточно частое явление в таком возрасте. Были молодые люди, чувствовавшие, что им не реализовать себя в царской России. И они шли в нигилисты, в бомбисты, а кто-то просто тихо нюхал кокаин или спивался. Потом была советская эпоха, когда существовала сверхцель, которая крайне важна для русской цивилизации. В тот период потерянного поколения фактически не было, хотя и находились те, кому многое не нравилось в Советском Союзе, кто чувствовал свою нестыковку с реальностью, но их просто было меньше. Потом, при Хрущеве и Брежневе, сверхцель потихоньку стала заменяться мелкими целями потребления, что в корне не соответствует нашей ментальности. Именно в эти времена началось повальное пьянство — именно потому, что исчезла сверхцель и на ее месте образовалась пустота. Сегодня сверхцели у нашего народа нет, поэтому очень многие чувствуют себя потерянными. Собственно, потерянным себя ощущает весь народ, поскольку инстинктивно человек русской цивилизации понимает: новый телефон или новая кофточка — это не те цели, ради которых он живет. Он не может испытывать радость от того, что в йогурте стало больше фруктов. Человеку русской цивилизации нужна сверхцель, национальная идея, которая на сегодня не сформулирована.
В современном обществе даже вполне прозаические личные цели — например, стать богатым, — для большинства недостижимы. Потому что все давно захвачено и поделено.